Г.Сарсенбаева: Астанинская декларация ОБСЕ поможет казахстанскому образованию быстрее войти в мировое отраслевое пространство

АЛМАТЫ. 21 декабря. КАЗИНФОРМ /Сара Мустафина/ - Одним из приоритетных направлений развития страны является интеграция казахстанской системы высшего образования в мировую. Это диктуется необходимостью подготовки высококвалифицированных и  конкурентноспособных специалистов, отвечающихтребованиям мирового рынка и способных внести существенный вклад в развитие отечественной  экономики. Об этом корреспонденту Казинформа сказала директор департамента по стратегическому планированию и развитию КазНТУ имени К.Сатпаева, кандидат педагогических наук Гульнара Сарсенбаева.           

Отметив, что данный вопрос стал более актуальным в свете успешного председательства Казахстана в ОБСЕ, она напомнила слова Президента страны о том, что Астанинская декларация ОБСЕ может стать единым началом нового этапа становления единого и неделимого сообщества ЕвроАтлантической и Евроазиатской безопасности и еще более глубокого развития сотрудничества стран регионов. Это позволит казахстанскому образованию быстрее внедриться в мировое образовательное пространство.

По мнению Г.Сарсенбаевой, реализация стратегической задачи Казахстана по вхождению в число 50 конкурентоспособных стран мира вносит глубокие изменения в сферу образования и науки. Прогрессивный темп развития, меняющиеся условия рыночной экономики ставят новые задачи перед образовательными учреждениями страны. Современные общественные отношения, изменение рынка труда требуют адекватного ответа на вызовы дня и  должного соответствия потребностям развития экономики. Роль сферы  образования в свете всего этого возрастает многократно.

«В Послании Президента РК Н.Назарбаева вузам страны поставлена четкая задача - обеспечить современный уровень образования, подготовку востребованных специалистов с новым современным мышлением и предоставление качественных образовательных услуг на уровне мировых требований. Особо отмечен  вопрос аттестации учебных заведений на уровне международных стандартов. В первую очередь это касается технических вузов, именно их выпускникам предстоит участвовать в реализации гоударственной программы форсированного индустриально-инновационного развития, Стратегии развития «Казахстан-2030» и других важных проектов страны», - подчеркнула Г.Сарсенбаева.

Так, приоритетным направлением деятельности КазНТУ им К.И.Сатпаева -  флагмана инженерной науки и образования страны - является вхождение в мировое образовательное пространство, расширение и углубление международного сотрудничества. Все это и входит в реализацию  поставленной задачи по подготовке высококвалифицированных инженерных кадров.

 В современных условиях для интегрирования системы высшего образования страны в международное образовательное пространство необходимо повышать ответственность вузов за качество предоставляемого образования. Поэтому для системы образования его оценка является наиболее важной составляющей системы управления качеством. Именно с оценки качества образовательных услуг начинается процесс стратегического планирования деятельности вуза, отметила глава департамента.

Общеизвестно, управление вузом реализуется при использовании взаимодополняющих механизмов регулярной внешней оценки подразделений, отражающей целевую составляющую управления, и непрерывной внутренней самооценки  своей деятельности, отражающей ценностно-ориентированную составляющую управления. Каждый вуз самостоятельно выбирает критерии оценки и методику её проведения, но при этом необходимо учитывать требования к качеству образовательных услуг, определяемые международным опытом.

По словам Г.Сарсенбаевой, КазНТУ, ориентируясь на международную передовую практику подготовки высококвалифицированных специалистов, критически изучает и совершенствует программы специальностей по приоритетным направлениям, в частности, программу подготовки технических специальностей. Сотрудничество с зарубежными вузами-партнерами, международными организациями, ассоциациями высших учебных заведений, с отечественными и иностранными  компаниями, совместные образовательные и научно-исследовательские проекты - все это позволяет изучать, сопоставлять и анализировать передовой опыт с дальнейшей адаптацией в действующую систему подготовки специалистов университетом.

 Как считает глава департамента по стратегическому планированию и развитию КазНТУ,   сегодня вопрос о   качестве волнует все образовательные учреждения, особенно вузы. Для перехода к    разработке системы обеспечения и развития качества, прежде всего,  необходимо развивать культуру качества, что подразумевает активное участие всех специалистов в этой работе, критическую   самооценку, ответственность,   обеспечение объективной обратной связи и реакций, желание делиться положительным опытом, разработку системы управления всем процессом.

«Опыт европейских вузов показывает разноплановую и широкомасштабную  работу по развитию образования и, в частности, по обеспечению качества в каждом отдельно взятом вузе. Эта система ставит студента на центральное место, изучение мнений студентов является ключевым фактором качественных преобразований нашей деятельности. В западных вузах очень системно налажена связь с работодателями, что позволяет получать информацию о качестве подготовленных специалистов от профессиональных организации. Особо важно отметить роль каждого преподавателя, который самостоятельно ведет поиск путей улучшения качества курсов, введения новых инновационных подходов в методику преподавания и стратегии обучения. Практикуется аккредитационная оценка образовательных программ в профессиональных ассоциациях, где вуз получает подтверждение и признание востребованности и качества выпускаемых   на рынок труда специалистов», - отметила Г.Сарсенбаева.    

Представитель   высшего образования РК считает, что   по системе обеспечения качества требуется создавать современную технологию, основанную на изучении мирового опыта и широкого развития международного сотрудничества. Каждая страна и вуз из всего многообразия путей развития должны выбрать именно ту стратегию, которая будет основана на создании современного качества образования,   сказала Г.Сарсенбаева. По ее мнению, для этого необходимо изучать и анализировать все прогрессивные тенденции, быть в курсе всех современных подходов к обучению, изучать новую философию образования, которая продиктована требованиями  дня.
nullnullnull
Поиск

Календарь