Генпрокуратура РК усомнилась в эффективности школьного курса «Основы религиоведения»

Генеральная прокуратура РК усомнилась в эффективности школьного курса «Основы религиоведения». В надзорном органе указывают на упущения, допущенные Министерством образования и науки, при организации преподавания этого предмета, сообщается на сайте ведомства.«Сегодня государством принимаются меры, направленные на повышение религиозной грамотности населения, ограждения граждан от влияния радикальной религиозной идеологии. Важность этой работы приобретает особую значимость в современных условиях, когда казахстанское общество столкнулось с насильственными проявлениями религиозного радикализма. Кроме того, очевиден  рост  верующего населения страны», - отмечает в статье, опубликованной на сайте Генпрокуратуры прокурор Самат Нысанбаев.

Так, по результатам проведенного по заказу Агентства по делам религий общественным фондом «Международный институт региональных исследований «Открытое общество» социологического опроса населения, по состоянию на конец 2013 год 80% респондентов от общего числа опрошенных идентифицировали себя как верующие.

В соответствии с Государственным общеобязательным стандартом среднего образования разработана и утверждена Типовая учебная программа по курсу «Основы религиоведения» для 9-класса. Целью факультативного курса является формирование у учащихся осознанного подхода к вопросам религии, основ гуманистических и духовно-нравственных ценностей, непринятия ими радикальных религиозных идей. Объем учебной нагрузки составляет 34 часа в год, или по одному академическому часу в неделю.

«Вместе с тем, результаты изучения нормативной базы, регулирующей вопросы преподавания в организациях образования курса «Основы религиоведения», позволяют сделать вывод, что Министерством образования и науки не принято достаточных и исчерпывающих мер по обеспечению качества обучения данному курсу. В частности, до настоящего времени не определены конкретные требования к квалификации учителей, обучающих этому курсу», - отмечается в статье.

Как указывают в Генпрокуратуре, администрации средних школ при подборе преподавательского состава руководствуются лишь инструктивно-методическим письмом Министерства от 2010 года, которое указывает на обязательность ведения курса учителями высшей категории. Кроме того, раз в 5 лет преподаватели должны проходить соответствующую переподготовку, с получением соответствующего сертификата.

Однако в отдельных регионах страны обучение основам религиоведения ведется учителями, не прошедшими переподготовку. К примеру, не имеют соответствующих сертификатов 291 преподаватель в Актюбинской области, 120 - в Восточно-Казахстанской, 55 - в Павлодарской, 16 - в Западно-Казахстанской области.

«Особую озабоченность вызывает методологическая составляющая обучения этому курсу. Несмотря на то, что учебник «Основы религиоведения» был выпущен в 2011 году и по некоторым позициям не отвечает складывающейся в стране ситуации в сфере религиозных отношений, использование его в учебном процессе продолжается и по сей день», - пишет Самат Нысанбаев.

Так, в учебнике содержатся ссылки на закон «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях», который утратил силу с принятием нового закона «О религиозной деятельности и религиозных объединениях».

Приводится крайне недостаточная по содержанию и объему информация относительно нетрадиционных религиозных течений, деятельность которых за последнее время получила весьма широкое распространение.

Содержание учебника не соответствует также положениям Типовой учебной программы по курсу «Основы религиоведения». Так, в учебнике отсутствует тематический раздел, раскрывающий учащимся историю и причины распространения религиозного экстремизма и терроризма в мире, формы противодействия этим явлениям, объясняющий их псевдорелигиозную природу и т.д.

Как указывает в главном надзорном ведомстве страны, многие средние школы не обеспечены книгами. К примеру, преподаватели и учащиеся средних школ Жамбылской области обеспечены учебниками лишь на 57,7%, в Актюбинской области - на 65%.

«Совокупность указанных обстоятельств не позволяет рассчитывать на учебный курс как на эффективный механизм повышения религиозной грамотности учащейся молодежи, недопущения распространения среди них радикальной религиозной идеологии», - заключили в Генеральной прокуратуре.
nullnullnull
Поиск

Календарь