АЛМАТЫ. 15 января. КАЗИНФОРМ. /Кадыржан Смагулов/ - Одним из приоритетов системы высшего образования Казахстана является налаживание международных связей, чтобы иметь возможность ознакомления с передовым опытом ведущих вузов мираи делиться собственными наработками в данной сфере. Одним из таких вузов является египетскийуниверситет аль-Азхар, профессор которого Абдель Азиз Абдель Хафиз аль-Хули рассказал о двустороннем сотрудничестве между двумя нашими государствами в сфере высшей школы.
- Как известно, между Казахстаном и Египтом в этом плане очень тесное сотрудничество. Так, многие египетские специалисты, аспиранты приезжают в Казахский национальный университет имени аль-Фараби, в частности, на биологический, физический факультеты, чтобы здесь защищать свои кандидатские диссертации. В свою очередь, КазНУ имени аль-Фараби посылает своих студентов для обучения в Египет. Поэтому я думаю, что наше сотрудничество имеет разнообразные формы, оно находится на очень высоком уровне. Многие египетские студенты получают здесь степень доктора PhD, например, в прошлом году три студента из Египта защитили диссертации по этой степени, многие студенты из нашей страны - в процессе получения этой степени.
- Что может египетская сторона предложить Казахстану в области методики преподавания в системе высшего образования?
- В последнее время египетское министерство образования уделяет большое внимание новым методам и подходам в образовании. В частности, в последние два года осуществляется проект, основная цель которого сделать обучение более индивидуализированным. Так, преподаватель должен знать своего студента со всех аспектов, со всех точек зрения, в том числе и психологических. Второе новшество связано с формированием студенческих групп. Так, отныне обучающиеся количественно делятся на меньшие группы, чем это было раньше. Следовательно, каждому студенту в отдельности уделяется гораздо больше времени. Результаты новшеств очевидны.
- Является ли Египет участником Болонского процесса?
- Как раз- таки новая программа в системе высшего образования Египта, о которой сказано выше, является большим шагом к подписанию Болонской декларации.
- Учитывает ли египетская сторона казахстанский опыт в области реформирования высшего образования, переход Казахстана на кредитную систему обучения?
- В Египте кредитная система, трехступенчатая система образования - бакалавриат, магистратура, докторантура PhD - существует уже давно, и она была внедрена гораздо раньше, чем в Казахстане. Данная модель была интегрирована в египетскую систему высшей школы по образцу европейской. То же самое произошло и в Казахстане.
- С какими трудностями столкнулась высшая школа Египта на пути перехода к кредитной системе обучения, и что должен учитывать Казахстан в этой связи?
- Нельзя сказать, что данный процесс породил достаточно большое количество проблем. Но даже сейчас с учетом того, что в стране очень много высококвалифицированных преподавателей, министерство образования Египта находится в постоянном поиске тех стран, куда можно было бы послать египетских студентов для продолжения образования. Одним из таких государств является Казахстан. Но Египет постоянно формирует новые отношения в области образования, и сегодня многие государства мира являются нашими партнерами в данной сфере.
В принципе, подобный же процесс можно наблюдать и в Казахстане. Что касается конкретных трудностей, с которыми столкнулась система высшего образования Египта при переходе на кредитную технологию обучения, то могу сказать, что таковыми являлись проблемы технической оснащенности университетов, а также финансовые проблемы. Но Египет инвестирует все большее количество денег в систему образования в целом, и высшего в частности, поэтому все эти трудности были преодолены.
- Спасибо за интервью.