От совокупности знаний к устойчивой привычке - Л.Рязанова, директор ОФ «Экологический центр»

АСТАНА. 30 ноября. КАЗИНФОРМ - Казахстан принял концепцию перехода на устойчивое экономическое развитие. Проблемы устойчивого развития занимают центральное место в долгосрочной программе развития республики, выдвинутой Президентом Назарбаевым Н.А., «Стратегия - 2030». Это значит, что переход к устойчивому развитию является общенациональной задачей. Людмила  Рязанова,  директор ОФ «Экологический центр» г.Астаны, поделилась опытом воспитания экологической культуры у молодого поколения. Важнейшим условием перехода общества к устойчивому развитию должно стать формирование новых нравственных ценностей, ментальности,основанной на осознании ответственности перед будущими поколениями и необходимости гармоничного сосуществования с окружающей природой.По мнению многих учёных, экологическое образование, которое обладает давними традициями, приобретает новую функцию, становится образованием, обеспечивающим устойчивое развитие экологически безопасного, гражданского общества.

Одно из основных условий достижения устойчивого развития - формирование экологической культуры каждого человека и общества в целом. Экологическая культура способствует трансформации общественного сознания, развитию экологического сегмента сознания, экологического мировоззрения, экологических ценностных установок, перерастающих в убеждения, которые должны становиться стилем жизни. Именно сложившийся тип экологического сознания определяет поведение людей по отношению к окружающей их природе.

Более того, экологическая культура во всей совокупности направлений культуры, выдвигается на приоритетное место. Её значимость будет неизменно возрастать. Ведь ситуация такова, что человечество превысило допустимые пределы вмешательства в природные процессы и спасать надо не только фауну и флору, а спасать надо, прежде всего, человека, его душу. Поэтому экология духа закономерно становится высшим приоритетом экологии.

Экологическая культура, как и всякая культура - это не только комплекс знаний, это ещё совокупность навыков, постепенно преобразующихся в устойчивую привычку. Просто донести нужные, полезные знания до какой-либо категории людей мало, ибо никакая сумма знаний сама по себе не может автоматически перейти во внутренние убеждения. Очень важно, не ослабляя внимания к экологическому образованию, экологическому воспитанию, делать упор на реализацию получаемых знаний в какие-либо общественно-значимые инициативы, движения, начинания, практические дела.

Специфика настоящего момента состоит в том, что необходимо вводить и совершенствовать экологическое образование и воспитание одновременно на всех его этапах и уровнях: кризисное состояние природной среды не позволяет ждать, пока подрастут поколения, ставшие с раннего детства объектом целенаправленного экологического образования, и не оставляет времени на длительные эксперименты. Работа в этом направлении ложится не только на плечи школы, но и на учреждения дополнительного образования.

Целью экологического образования является воспитание граждан, обладающих экологическим мировоззрением, способных на экологически целесообразное поведение и деятельность, направленные на улучшение качества жизни.

Обновление и конструирование образования диктуется сегодня рекомендациями Европейской стратегии «Образование в интересах устойчивого развития» (2005 г.). Согласно этому документу декларируется переход от передачи знаний и навыков, необходимых в современном обществе, к опережающей функции образования: формированию готовности действовать и жить в будущем мире, быстро меняющихся экологических и социально-экономических условиях.

В стратегии обозначено, что образование в условиях интереса устойчивого развития призвано воспитать у людей и общества способность работать на благо устойчивого будущего. Это означает, что население нашей планеты должно стать более информированным, более нравственным, более ответственным и требовательным в отношении экологических проблем.

Практическая необходимость образования в интересах устойчивого развития ведёт к изменению традиционных форм обучения в сторону дистанционного образования, самообразования, практического освоения теории при помощи интерактивных средств обучения.

Поэтому стержнем экологического образования становятся интерактивные методы обучения. В этом случае подростки работают в малых группах сотрудничества, где организуется альтернативная система вопросов и ответов, которая позволяет оценить глубину понимания экологических проблем и обеспечивает индивидуализацию этого понимания.

В целом учителя и воспитатели относительно готовы к использованию интерактивного метода обучения и представляют себе цели, которые при этом могут быть достигнуты. И это не случайно. Преимущества интерактивного обучения по сравнению с традиционным очевидны. Это:а) когнитивное развитие (качественное развитие мышление, умение отстаивать свое мнение, аргументировать, прогнозировать и т.п.);б) постановка мотивации (формирование познавательной активности);в) воспитательная функция (формирование гражданской позиции гражданина планеты, ответственности за принимаемые решения, развитие коммуникативных навыков и навыков общения и др.);г) развитие навыков сотрудничества, групповой деятельности (толерантность, коллективное принятие решения и т.д.);д) улучшение организации обучения (экономия времени, доступность, творческий подход, интеграция знаний и т.д.).

Показательно, что в Алматы данные методики применяются и на занятиях с детьми в городских центрах досуга. Используя эту модель образования и воспитания в Центрах досуга «Жетi-Жаргы» (руководитель Ж.Жилангозова) и «Жас-Арт» (руководитель Н.Бекежанова), воспитатели и методисты учат детей любить и беречь природу, окружающую среду. При взаимодействии этих центров с ОФ «Экологический центр» в рамках государственного социального заказа Министерства культуры и информации РК, при организационной поддержке Государственного фонда развития молодежной политики были проведены акции «Природу Казахстана сберегут дети». Планируя и организуя акции, педагоги этих организаций решали целую серию воспитательных вопросов: Как ребенок поведет себя в окружающем его мире? Как сложатся его отношения с окружающей средой, с ровесниками, вообще, какое место он будет занимать в этой сложной системе «человек-природа»? Будет ли для ребёнка лес, поле и река друзьями, или будут представлять что-то пугающее, враждебное, непонятное? - все это во многом зависит от нас, взрослых, от экологического воспитания подростков. С каждым годом мир детей расширяется, делается разнообразнее. Это уже не только родной дом, в котором живет ребенок. Это - двор, сад, парк, город, село, речка, поле, лес. С каждым из этих понятий у ребенка должны сложиться определенные отношения. Подросток должен изучить все окружающее его многообразие живой природы, осознать свое место в нем, научиться вести себя правильно на речке, в лесу, в поле. И помочь ему в этом должны мы, взрослые.

Поэтому во время акций ребятам предлагалось выполнять интерактивные упражнения, участвовать в ролевых и ситуационных играх, придумывать сюжеты экологических сказок, участвовать в дискуссиях.

Надо сказать, что ребята проявили высокую активность, показали хорошие знания экологии и решения экологических проблем. Особенно отличились Полат Адихан, Полат Альмухан, Аринбенова Сабина и Косова Алена. Настоящими артистами проявили себя в ролевых играх Алексина Катя, Янкова Марина, Тениспаев Адель и Ильяс Асылхан. В творческом конкурсе на лучший экологический плакат победила Канатова Улпан. Осмысление обсуждаемых проблем в процессе участия на экологических акциях окажут воздействие на формирование самосознания подростков. Усвоенные знания и умения могут быть использованы для анализа и критического осмысления социальной практики, умения выявлять и распознавать явные и скрытые ценности и ожидания, обосновывать и отстаивать свою точку зрения, формулировать свои доводы «за» и «против» в отношении конкретных экологических вопросов.

Основной целью экологического воспитания является формирование культуры поведения и социальной ответственности детей за природу, которая в свою очередь является сама неиссякаемым источником воспитания, через ее многообразие и красоту. Именно красота природы в любом уголке нашей планеты, где живет человек, рождает в нем чувство любви к Родине, своему дому, матери, людям. И эту красоту мы открываем для ребенка через увлекательные занятия и акции. Любовь и бережное отношение к природе отличают истинно культурного человека. Люди должны сохранять природу не только для себя, но и для потомков. Воспитывать у подростков потребность охранять природу - ответственная задача нас, взрослых. Давайте выполним эту задачу!

Экологическое воспитание населения становится особенно актуальным в свете предстоящего председательства Казахстана в ОБСЕ. Экологические проблемы - постоянно в поле зрения этой авторитетной международной организации.
nullnullnull
Поиск

Календарь