Университеты будущего - это место, где неразрывно связаны три начала - образование, наука и реальное производство - мнение доктора социологии

АЛМАТЫ. 1 марта. КАЗИНФОРМ. /Кадыржан Смагулов/ - В Послании   Президента РК Нурсултана Назарбаева ключевая роль отводится инновационной экономике, основывающейся на интеллектуальной нации. Об основных составляющих формирования в Казахстане интеллектуальной нации корреспонденту Казинформа рассказала декан факультета философии и политологии КазНУ имени аль-Фараби, доктор   

социологических наук Зарема Шаукенова.

- В своем новом Послании Глава государства подчеркнул важный момент - Казахстан, как и весь мир, перешел на новую стадию развития. В связи с чем, Президент в своей лекции в Казахском национальном университете имени аль-Фараби в октябре 2009 года сказал о необходимости перехода отечественной экономики на инновационные рельсы, где особая роль отводится интеллектуальному капиталу, который может иметь цену намного более существенную и долгосрочную, чем любые другие виды ресурсов. При этом была отмечена  необходимость разработки и принятия национальной идеи, которая будет состоять из четырех компонентов: национальное единство, конкурентоспособная экономика, интеллектуальное созидающее общество и построение уважаемого во всем мире государства. Можно отчетливо проследить, что во всех четырех составляющих прослеживается важность мобилизации и расширения интеллектуальных ресурсов казахстанского общества. Только   в этом случае вкупе с упорным трудом мы добьемся тех великих целей, которые обозначены в предложенной Президентом четырехгранной национальной идее.

В этой связи следует говорить о формировании совершенно новой идеологии посткризисного развития, которая должна базироваться на трех основополагающих документах: стратегический план Казахстана-2020, программа форсированного индустриально-инновационного развития и доктрина национального единства. Важность этих базовых документов заключается в том, что при успешном симбиозе стратегических планов, экономических программ и общественной психологии поставленные цели будут достигнуты. При этом необходимо уделять большое значение социально-психологическому фактору общества, так как именно в нем  кроются главные резервы для прорыва Казахстана в посткризисный период.

В нынешнем быстроизменяющемся, мобильном, информационном мире можно явственно проследить названное в научной среде явление - социальный оптимизм, что является важным составляющим звеном рыночного успеха, следовательно, и политического. В таких условиях особую важность приобретает сфера образования, в частности - высшего. Казахстан, являясь активным членом процесса модернизации и интеграции мировой образовательной системы, продвигает переход на двухуровневую систему - бакалавриат, магистратура; присоединение к Болонскому процессу; учреждение программы «Болашак».

Сферу образования необходимо рассматривать как социальный феномен, в связи с чем возрастает роль общественно-гуманитарных дисциплин, таких, как история, политология, философия, психология, социология. Высказываясь по поводу этих наук, Глава государства обозначает их науками человекознания, которые способны обращать кризис в новые возможности для прорыва.

Также общественно-гуманитарные науки играют важную роль в формировании новой идеологии, создаваемой самим обществом и учеными, которые способствуют формулированию идеологем. При этом следует отметить, что казахстанское общество адекватно и оперативно реагирует на изменяющиеся условия и реальность. Так, после распада СССР нашему обществу, благодаря трудолюбию и единству, удалось побороть   иждивенческие умонастроения и стать активным, деятельным, свободным. Именно эти три ключевые составляющие позволят Казахстану ступить на новый этап своего развития - инновационность и развитие интеллектуальной нации. В этой связи особая роль отводится образованию, развитию интеллектуального капитала, мобилизации и концентрации интеллектуальных ресурсов для достижения общей цели.

Поэтому впору говорить о новой роли высших учебных заведений,  университетов -  в частности. Так, университеты в современном мире это - не только цитадель знаний, но и накопитель человеческого капитала, генератор передовых идей. Совокупность этих трех начал позволяет нам говорить, что университеты формируют интеллектуальную нацию, и именно они призваны как вести подготовку специалистов, так и концентрировать, сосредотачивать у себя интеллектуальные ресурсы. Это, в свою очередь,  приводит к сближению университетов с экономикой, именно на базе университетов совершаются апробации инновационных идей, креативных продуктов, которые в последующем можно эффективно применять в экономике.

Говоря об университетах будущего, мне бы хотелось отметить, что это место,  где неразрывны три начала - образование, наука и реальное производство. Поэтому сегодня стоит задача перехода системы образования в качественно новое состояние, чтобы она соответствовала меняющейся структуре экономики, социальных, политических и общественных отношений.
nullnullnull
Поиск

Календарь